Ссылки для упрощенного доступа

Чудеса в экономическом прогнозе. Чем плох неоправданный оптимизм


Министерство экономического развития опубликовало на этой неделе базовый вариант среднесрочного прогноза социально-экономического развития на текущий 2025 год и на период до 2028 года. Именно он станет основой для Министерства финансов при работе над федеральным бюджетом на ближайшие три года.

По сравнению с предыдущим, сентябрьским вариантом прогноза, ряд показателей пришлось серьезно корректировать, в том числе и на текущий 2025 год. Среднегодовая стоимость барреля нефти Brent, которую правительственные аналитики видели на уровне 81,7 доллара, при нынешних 67 (а полторы недели назад Brent и вовсе был ниже 60) выглядит совсем уж оторванной от реальности. Так что сейчас Минэкономики вставило в прогноз на этот год 68 долларов за баррель с восстановлением до 72-х в 2026 году. Корректировка относится и к российскому сорту Urals, цена которого фигурирует в основных параметрах бюджета. С нынешних почти 70-ти долларов значение снизилось до 56 в этом году и 61-го в следующем. Пересчитать объем экспорта и положительное сальдо торгового баланса, которое теперь на треть ниже, чем в прошлом прогнозе, было делом техники.

Со среднегодовым курсом доллара, который для нефтегазовых доходов бюджета ничуть не менее важен, чем цена на нефть, аналитики министерства поступили просто. Взяли прошлые 96,5 рублей на 2025 год, учли более низкий курс первых месяцев года, предположили, что в оставшиеся месяцы все вернется к прежней траектории и получили 94 рубля 30 копеек на этот год. И тут возникает первая интрига: каким образом правительство собирается девальвировать рубль. Сейчас-то курс доллара ниже 82-х. Так что процентов на 15-20 ослаблять национальную валюту придется.

Второй, вытекающий из первого вопрос – как на это отреагируют цены. В нынешнем прогнозе предполагается, что уровень инфляции в 2025 году составит 7,6% (вместо прежних 4,5%). К настоящему моменту цены с начала года выросли на 3%. Если рост продолжится теми же темпами, к концу года потребительская инфляция приблизится к 10,5%. Правда, в последние пару недель темпы снизились, что теоретически дает – даже не шанс, а пока только надежду – получить в конце года то значение, что значится в свежем прогнозе.

Эльвира Набиуллина
Эльвира Набиуллина

Вот только замедляется инфляция не в последнюю очередь за счет укрепления рубля, о чем говорила не так давно глава Банка России Эльвира Набиуллина. По оценке Банка России, в первом квартале импорт подешевел на 3%. Девальвация эту далекую от устойчивости тенденцию может переломить. Впрочем эта "неувязочка" в прогнозе выглядит сущей безделицей по сравнению с тем, что Минэкономразвития не стало пересматривать прогноз по росту экономики в текущем 2025 году. Как и в сентябрьской версии, ВВП России должен прибавить 2,5%. При серьезно упавших ценах на нефть. При снижении прогноза по инвестициям. При снижении ожиданий и по розничной торговле, и по реальным доходам населения, и по объему услуг, которые получит все то же население. ВВП все-равно не пострадает. Без чуда тут, конечно, не обойтись. Вот только если этого чуда все-таки не произойдет, Министерству финансов, которое сверстает бюджет исходя из этого прогноза, придется где-то в пожарном порядке искать деньги, чтобы залатать полученные из-за завышенных ожиданий дыры. Но им не впервой. Как-нибудь выкрутятся. Зато прогноз получился красивым – без рецессии и стагфляции.

Совсем не такой мрачный, как получился у Банка России, который пересмотрел свой среднесрочный прогноз в середине февраля. То есть до объявленного Дональдом Трампом "Дня Освобождения", обрушившего цены на сырье и заставившего аналитиков по всему миру пересматривать в сторону повышения вероятность мировой рецессии. Даже в базовом сценарии у аналитиков ЦБ больше 1-2% роста ВВП не получается. А в рисковом, который писался с учетом мирового кризиса, инфляция в России уже в этом году разгоняется до 13-15%, вынуждая регулятор еще сильнее повысить ключевую ставку, а российская экономика падает на 3-4%.

Сейчас, когда американская администрация поставила "торговую войну" против всех, кроме Китая на трехмесячную паузу, ситуация балансирует между базовым и рисковым сценарием. Что в лучшем случае позволяет надеяться либо на стагнацию, либо на то, что падение российской экономики не будет обвальным, а ЦБ и Минфину не придется в пожарном порядке спасать тонущие системообразующие предприятия, которые никак не могут "лопнуть". Потому что если придется, то нынешняя 10-процентная инфляция, которая сильнее всего бьет по самым малообеспеченным, будет вспоминаться с ностальгическими слезами на глазах.

  • На юге России и Северном Кавказе участников вторжения в Украину готовят к карьере в органах власти – через программу "Время героев" и ее региональные версии. Работают ли такие меры и станут ли военные управлять регионами – выяснял сайт Кавказ.Реалии.
  • За чередой дел по национализации крупных компаний в России после начала полномасштабной войны против Украины стоят братья Аркадий и Борис Ротенберги, пишет британская газета Financial Times со ссылкой на источник, постоянно контактирующий с российским правительством.

Форум

Рекомендуем участникам форума ознакомиться с разъяснением законодательства РФ о "нежелательных организациях". Подробнее: https://www.kavkazr.com/p/9983.html

Новости

XS
SM
MD
LG