В результате осыпания холма, на котором построена одна из жемчужин архитектуры Северной Осетии, церковь Рождества Пресвятой Богородицы, часть захоронений церковного кладбища может в буквальном смысле оказаться на улице. Архитекторы и инженеры не могут заранее предсказать, когда это случится: стена, подпирающая холм, может обрушиться и завтра, и через неделю.
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в народе называют просто – Осетинской. Она и расположена в исторической части города, в дореволюционные времена называвшейся Осетинской слободкой, и тот самый осыпающийся холм носит название Осетинской горки, и даже богослужения в церкви проходят на осетинском языке.
Когда стали хоронить партийных деятелей, на существующие могилы насыпали еще часть грунта. Но насыпной грунт – он не такой плотный, как естественный, и холм стал оползать.
Хоронить в черте ее ограды начали еще в девятнадцатом веке, причем чести покоиться на этой территории были удостоены не только, как обычно полагается, священнослужители и церковные меценаты: здесь нашли свой последний приют основатель осетинской литературы Коста Хетагуров, первый осетинский градоначальник Гаппо Баев, выдающийся филолог и краевед Васо Абаев и многие-многие другие.
В советское время на церковном кладбище стали хоронить партийных деятелей, причем прямо поверх существующих могил, которые в результате были утеряны, a на части кладбища построили школу. Сейчас точное количество людей, чьи останки покоятся в некрополе, назвать никто не может даже приблизительно.
"Весь этот холм насыпной, - рассказывает заведующий канцелярией управления Владикавказской и Аланской епархии Феликс Киреев. – Он сползал еще до революции. Стену для его укрепления построили в 1913 году. Потом, когда стали хоронить партийных деятелей, на существующие могилы насыпали еще часть грунта. Но насыпной грунт – он не такой плотный, как естественный, и холм стал оползать".
Год назад холм начал ссыпаться с другой стороны церкви. Клир и прихожане смогли провести укрепительные работы самостоятельно: благо, там не было захоронений.
Архитектор Руслан Аликов считает, что проблема усугубляется еще и тем, что корни деревьев вокруг церкви очень мощные. По его словам, корневая система одного из самых старых деревьев – ясеня – с одной стороны дошла уже до алтаря, a с другой – упирается в стену, делая ее выпуклой.
Сейчас за дело сохранения Осетинской церкви и некрополя взялся общественный совет при Комитете по охране памятников культурного наследия. Пока что в качестве единственного возможного рассматривается только один вариант – перенести куда-нибудь часть захоронений, расположенных буквально в пятидесяти сантиметрах от злополучной стены.
"Это - всего лишь пять-шесть захоронений, - считает Киреев. – Но перенести их не так уж и просто. Во-первых, куда? Аллея Славы во Владикавказе официально уже закрыта, a что касается перезахоронения останков на обычном кладбище, то, скорее всего, против этого выступят родственники усопших. Во-вторых, за чей счет должно проходить перезахоронение? Церкви, городской администрации или кого-то еще. В-третьих, неизвестно, сколько захоронений находится под теми могилами, которые видны нам".
Яблоком раздора становятся могилы как раз тех людей, которые, возможно, даже боролись с церковью.
Как отмечает Киреев, особенно забавен тот факт, что все эти вопросы связаны именно с могилами партийных деятелей. Ни одного ученого или писателя около падающей стены не захоронено. "Яблоком раздора становятся могилы как раз тех людей, которые, возможно, даже боролись с церковью", - говорит Киреев.
К счастью, те самые родственники, чьего гнева опасаются члены общественного совета, пока даже не в курсе о его далеко идущих планах. Но их реакция обязательно будет – в этом они уверены.
Все должно решиться уже первого марта. В этот день рабочая группа, занимающаяся вопросом укрепления стены, соберется прямо в церкви. Инженеры должны определиться: является ли перенос останков единственным возможным вариантом решения ситуации или все-таки нет. Учитывая, что реакция общественности может быть непредсказуемой, к работе приглашены и члены Общественной палаты РСО-А.