- By Ефим Шуман
Учат немецкий, но хотят вернуться. Как решены проблемы беженцев в Германии: опыт волонтера
Миллион. Столько – или почти столько – украинских беженцев сейчас в Германии. По данным ООН, по состоянию на конец августа эта страна занимала второе в Евросоюзе место по количеству принятых беженцев – после Польши, принявшей свыше 1,3 млн украинских граждан, спасающихся от войны.
Чтобы принять такую массу людей, понадобились усилия сотен людей: работников различных ведомства, врачей, волонтеров. Я стал одним из них. Первые трудные месяцы уже позади, почти все главные проблемы беженцев – документы (у некоторых были только внутренние украинские паспорта), размещение, жилье, денежные пособия, медицинская страховка, детский сад или школа для детей – решены. Сейчас я занимаюсь в основном устройством украинцев на языковые курсы и связанными с этим проблемами.
По меньшей мере два дня в неделю я сижу в кельнском офисе Академии повышения квалификации немецкой экономики. Академия в числе множества других учебных заведений организует интеграционные курсы для украинских беженцев. Среди желающих записаться на эти почти всегда – женщины с детьми или без и молодежь. В целом три четверти украинских беженцев в Германии – женщины, больше трети всех зарегистрированных беженцев – моложе 18 лет. Пожилых гораздо меньше, мужчин призывного возраста – единицы, и, как правило, это отцы многодетных семейств.
Дети школьного возраста на языковые курсы не записываются, они учат язык параллельно в своих школах. В Баварии, Бремене и Гамбурге для украинских детей организованы специальные классы, в других федеральных землях, в том числе в Северном Рейне-Вестфалии, где находится Кельн, они ходят в обычные немецкие классы. К каждому прикреплены опекуны – дети или учителя, знающие украинский или русский языки. Они помогают ребятам освоиться. Большинство украинских детей – 135 тысяч – пошли в начальные школы, им легче интегрироваться и выучить язык. Подросткам-старшеклассникам (их около 30 тысяч) труднее: чужой язык, чужая среда. Их мамы, приходившие ко мне, нередко жалуются на это. Тем украинским ребятам, которые вышли из школьного возраста и записываются к нам на специализированные молодежные курсы, легче – не только потому, что они начинают учить немецкий "с нуля", без того, чтобы осваивать параллельно школьные предметы, но и потому, что с ними вместе на курсе практически все – их сверстники из Украины.
Есть еще один, очень большой плюс. Даже во время относительно короткой – обычно она длится около получаса – и деловой, с объяснениями, заполнением анкет и так далее, встречи сразу замечаешь, как сильно травмированы многие юноши и девушки. Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) часто и сильно проявляется именно у детей и подростков, переживших войну. На молодежные курсы приходила, например, записывать свою 17-летнюю дочь Милославу мама, пережившая с ней бомбежки и ракетные обстрелы в Мелитополе. Месяц они жили в подвале, а потом, как мне рассказала мама, пока дочь ходила копировать документы, они не сразу решились идти через российские блокпосты: "Девочка молоденькая, красивая, страшно было, что надругаются". Во время консультации дочь почти не говорила и сидела, не поднимая глаз.
Приходил с 16-летним подростком его старший брат. Они жили недалеко от Сум. Что пережили – страшно представить. Младший только в конце встречи стал отвечать на вопросы. Ни разу не улыбнулся, хотя я пытался, пусть и неловко, шутить. Таким детям и подросткам требуется серьезная психотерапевтическая помощь, но в Германии сложно найти психотерапевтов, бегло говорящих на украинским или русском языках. К счастью, берлинский Институтом психологии выпустил специальную брошюру на украинском и русском для непрофессионалов – родителей, друзей, волонтеров, в которой идет речь о симптомах и возможной помощи подросткам с ПТСР. Есть и специальная интернет-страница на украинском языке о посттравматических стрессовых расстройствах.
Что еще оставляет очень сильное, тяжелое впечатление – когда маленькие дети, с которыми приходят записываться на курсы мамы (ребенка не с кем оставить), начинают вдруг говорить о своих папах: "Вот война кончится, поедем к папе, пойдем в зоопарк", "Я этот рисунок папе отошлю", "А папа когда приедет?"
Консультации я веду на русском языке: украинского не знаю. Никаких проблем по этому поводу не возникало. Из двух преподавателей, которые попеременно ведут тот или иной курс, один говорит по-русски. Хотя преподавание ведется на немецком языке, но в трудном случае можно что-то на русском объяснить.
Главная задача консультаций – определить, на какой именно курс записать беженцев. У нас этих курсов несколько: упомянутые уже молодежные, курсы для родителей с маленькими детьми (он идет утром, когда дети в детском саду или в школе), вечерние (как правило, на них записываются те, кто уже работает), специализированные курсы для пожилых людей (там темпы обучения ниже) и общие интенсивные (каждый день – пять часов). Всего курсов – два десятка. Они проходят в разных местах и в разное время. Выясняем, как добраться, удобно ли. Я объясняю, что учащимся частично компенсируют дорожные расходы: 2 евро в день, многие этого не знают. Рассказываю, куда обратиться, чтобы оплатили учебники.
Все интеграционные языковые курсы бесплатные, и Германия оплачивает не только изучение языка. Каждый украинский беженец имеет право на денежное пособие: 367 евро в месяц для пенсионеров, 469 евро для тех, кто зарегистрирован на бирже труда, плюс пособие на несовершеннолетних детей. Студенты получают стипендию – что-то вроде беспроцентного кредита. Медицинская страховка для всех бесплатная. На все это выделено из федерального бюджета 3,4 миллиарда евро. Украинским беженцам обязаны предоставить жилье и оплачивать его – разумеется, в разумных пределах. Размер пособия на жилье зависит от конкретного города. В Кельне считается максимально оплачиваемой нормой 50 кв. метров общей площади на человека.
Каждый пятый украинский беженец в Германии живет сейчас у родственников или знакомых. Каждый десятый – у немцев, которые взяли их к себе. Около 30 процентов – в общежитиях для беженцев. Остальные уже нашли себе квартиры. В больших городах, где, в основном, оседают украинские беженцы, найти недорогую квартиру непросто. Но украинцев встречают и здесь очень радушно. Бывает, например, что предоставляют работу, так сказать, авансом. Одна из женщин, которую я консультировал, была в Украине кондитером. Удалось найти в соседнем Бонне кондитера, который, посмотрев фотографии ее тортов (это чуть ли не единственное, что, кроме документов, ей удалось привезти с собой), тут же взял ее на работу – с условием, что она будет учить немецкий.
Самый частый вопрос, который задают украинцы во время консультаций: "Если еще до окончания курса я вернусь домой, надо мне будет какие-то деньги возвращать?" Нет, конечно. Но вопрос характерный. Судя по результатам опросов, около трети украинских беженцев в Германии рассчитывают в скором времени вернуться на родину, когда кончится война или, по крайней мере, будут освобождены те регионы, где они жили. Они твердо в это верят.
Турчак предлагает провести "референдумы" на оккупированных территориях 4 ноября
Секретарь генсовета партии "Единая Россия" Андрей Турчак считает, что было бы "правильно и символично" провести "референдумы" о присоединении к России оккупированных территорий юга Украины, а также сепаратистских "народных республик" Донбасса 4 ноября – в День народного единства, официальный праздник РФ. Турчак считает, что так или иначе такое голосование состоится в этом году.
Ранее пророссийские администрации оккупированных территорий – Херсонской и большей части Запорожской областей – заявляли о намерении провести "референдумы" уже в начале сентября, но сейчас эти разговоры утихли в связи с обострением обстановки на фронтах, где украинские войска начали контрнаступление. Что касается Донецкой и Луганской "народных республик", то Москва накануне полномасштабного вторжения в Украину в конце февраля признала их в качестве независимых государств.
Президент Украины Владимир Зеленский в августе предупредил, что Россия сделает невозможными переговоры о мире в случае проведения "псевдореферендумов" в южных регионах страны. В конце августа Госдепартамент США предупредил о возможных новых санкциях против России в случае организации такого рода голосований.
В марте 2014 года по итогам организованного в условиях российской аннексии голосования в Крыму полуостров был объявлен частью России. Международное сообщество не признало итоги проведенного "референдума" и, за очень немногочисленными исключениями, отстаивает территориальную целостность Украины в границах до марта 2014 года.
Путин грозит пересмотром зернового соглашения
Российский президент обвинил Запад в обмане бедных государств после заключённой в Стамбуле сделки по экспорту украинского зерна. Владимир Путин пригрозил пересмотром соглашения. В Киеве заявили, что полностью выполняют все обязательства по договору, и указали на попытки шантажа со стороны России.
Эти и другие новости, касающиеся российско-украинской войны, – в выпуске видеоновостей Радио Свобода.
Эрдоган обвинил Запад в "провокациях" и призвал "не недооценивать Россию"
Президент Турции Реджеп Эрдоган считает, что страны Запада ведут "неправильную" и "основанную на провокациях" политику в отношении России. Об этом Эрдоган заявил в ходе визита в Белград, где провел переговоры с президентом Сербии Александром Вучичем, ведущим политику маневрирования между Евросоюзом и Россией – традиционным союзником Сербии.
Реджеп Эрдоган призвал "не недооценивать Россию", но отметил, что Турция придерживается "уравновешенного" курса в российско-украинском конфликте. В Стамбуле этой весной проходили переговоры между делегациями России и Украины, закончившиеся неудачей. Там же при посредничестве Турции и ООН было заключено соглашение, позволившее начать вывоз зерна из украинских портов, заблокированных Россией в ходе вторжения в Украину.
Реджеп Эрдоган после начала полномасштабной российско-украинской войны неоднократно встречался как с Владимиром Путиным, так и с Владимиром Зеленским. Турция поставляет Украине ряд вооружений – в том числе хорошо зарекомендовавшие себя на фронте дроны "Байрактар". При этом Эрдоган обвиняет Запад в том, что тот снабжает Украину "хламом, а не оружием".