Ссылки для упрощенного доступа

Чечня после войны России с Украиной: кто борется за независимость


Шеврон одного из подразделений, воюющих за Украину. Иллюстративная фотография
Шеврон одного из подразделений, воюющих за Украину. Иллюстративная фотография

Чеченские военные, сражающиеся на стороне Украины, активно развивают собственные информационные каналы и укрепляют связи с лидерами диаспоры. Эти усилия направлены на защиту их прав и интеграцию в будущую политическую систему в случае восстановления чеченской государственности. Сайт Кавказ.Реалии анализирует причины участия чеченцев в конфликте, политизацию их движения и влияние войны на формирование новых целей по состоянию на начало 2025 года.

Массовая активизация антикадыровского и антипутинского сообщества среди чеченских эмигрантов началась в период вооруженного конфликта в Сирии (2011–2019 гг.). Тогда тысячи чеченцев отправились в эту страну, стремясь проявить себя и принять участие в создании исламского государства, которое, по их мнению, могло бы продемонстрировать преимущества религиозной модели в противовес западным ценностям и праву. Для некоторых участие в сирийской гражданской войне стало подготовкой к дальнейшей борьбе за независимость Чечни.

Признание Верховной радой Украины Чечни как временно оккупированной Россией территорией стало катализатором второй волны политической активности в диаспоре. Это решение стимулировало деятельность проичкерийских, религиозных (включая радикалов) и прозападных демократических групп, ведь в принятом постановлении украинский парламент также подтвердил суверенитет Ичкерии.

США и Запад в целом все еще заинтересованы в сохранении целостности России

В Украине чеченцы сражаются по обе стороны линии фронта. На стороне России действуют кадыровцы – военные формирования, подчиняющиеся Рамзану Кадырову. Формально они входят в структуры Минобороны, Росгвардии и МВД, но фактически контролируются лично главой Чечни. Эти подразделения участвуют в боевых действиях как на территории Украины, так и в Курской области.

Кадыров заявлял о значительном числе чеченских бойцов и перевыполнении плана по мобилизации. Однако сейчас, спустя почти три года войны, большая часть кадыровцев на фронте – это новобранцы из разных регионов России, прошедшие краткосрочные двухнедельные курсы подготовки в "университете спецназа" в Гудермесе.

На стороне Украины воюют чеченские добровольцы – они сражаются в том числе в составе батальонов имени Джохара Дудаева и шейха Мансура, которые действуют еще с 2014 года, а также в подразделениях, сформированных уже после начала полномасштабной войны. Это, например, ичкерийский Отдельный батальон особого назначения (ОБОН) и батальон имени Хамзата Гелаева. Чеченцы служат и в международных подразделениях, таких как мусульманский корпус "Кавказ".

Среди добровольцев есть те, кто эмигрировал после чеченских войн, а также те, кто покинул республику в последние годы, уже в ходе войны в Украине. Для многих участие в конфликте – это не только поддержка, как они считают, справедливого дела, но и возможность получить боевой опыт для дальнейшей борьбы за независимость своей исторической родины.

Политизация диаспоры и амбиции добровольцев

С февраля 2022 года чеченские диаспоры в Европе, Канаде и США активно ищут политическую платформу, способную объединить большинство земляков за рубежом. Их цель – выступать от имени диаспоры и добиться признания своей легитимности со стороны официальных властей в Киеве. Эти усилия основаны на предположении, что возможным исходом войны в Украине может стать если не распад Российской Федерации, то, по крайней мере, ее ослабление, которое позволит чеченцам восстановить контроль над собственной республикой в границах периода Ичкерии.

Политический спектр диаспоры весьма разнообразен. Он включает многочисленные проичкерийские структуры, между которыми существуют разногласия, а также относительно самостоятельные движения, такие как "Голос Чечни", "Чеченская демократическая партия", "Единая сила" и другие.

Отдельно выделяется группа активистов, объединившаяся вокруг оппозиционного движения NIYSO. После начала полномасштабной войны в Украине они представили свою программу деоккупации исторической родины, где статус независимой Ичкерии рассматривается исключительно на основе исламского права. Такой подход создает явное разделение между этим движением и другими политическими силами диаспоры и делает NIYSO в глазах многих иммигрантов носителем радикальных исламских взглядов.

Трудно сказать, когда они смогут и смогут ли вообще в обозримой перспективе воплотить эти планы на родине

Несмотря на различия в представлениях о будущем Ичкерии, всех, кто воюет или поддерживает Украину, объединяет именно стремление к восстановлению независимости республики. Впрочем, некоторые опасаются, что ряды ичкерийцев могут расколоться из-за признания того или иного политика "законным представителем" народа. Такими переживаниями с редакцией Кавказ.Реалии поделились трое добровольцев, воевавшие за ВСУ в составе чеченских батальонов.

Однозначного плана по защите своих интересов у бойцов нет. Но они намерены избежать повторения ситуации времен Ичкерии, когда после первой войны с Россией чеченская власть забыла о тех, кто жертвовал собой ради независимости. На этот раз, утверждают добровольцы, они готовы отстаивать свои интересы, чтобы не оставаться вне политической системы, за которую борются уже десять лет.

Один из собеседников рассказал, что его боевые товарищи ведут предварительные беседы с политическими деятелями чеченской диаспоры, а также с теми, кто ранее занимал властные позиции, но сейчас предпочитает оставаться в тени. Цель этих обсуждений – найти наиболее приемлемый формат сотрудничества или решить, стоит ли создавать воюющим за Украину добровольцам собственную организацию.

Руководство батальона имени шейха Мансура решило следовать примеру движения NIYSO. Они создали собственный телеграм-канал, где публикуют не только сводки новостей с фронта, но и материалы по истории Чечни для популяризации своей платформы. Администраторы ресурса также организуют прямые эфиры, где обсуждение вопросов единства сочетается с проповедями исламских ученых, разделяющих взгляды руководства батальона на будущее Ичкерии.

Для сравнения: батальон имени Джохара Дудаева, который публикует преимущественно новости о своей деятельности на фронте с подписями на украинском языке, на данный момент пользуется гораздо меньшей популярностью, и в его содержании пока не прослеживаются попытки искать единомышленников среди чеченского общества.

"Как во второй половине 1990-х в Чечне"

Бывший участник чеченского сопротивления и лидер базирующегося в Европе проичкерийского политического движения "Единая сила" Джамбулат Сулейманов считает, что пока рано делать выводы о последствиях войны в Украине. Однако, по его мнению, ситуация в какой-то степени может напоминать события в Чечне.

"США и Запад в целом все еще заинтересованы в сохранении целостности России. А значит, война в ближайшее время перейдет в вялотекущий конфликт или временно остановится, как во второй половине 1990-х в Чечне. Но не прекратится полностью, потому что ни одна из сторон не достигла стратегических целей. То есть конфликт возобновится, как только одна из сторон накопит необходимые силы", – заявил Сулейманов.

Он также отметил, что при таком сценарии воевавшие за ВСУ сторонники Ичкерии неизбежно будут иметь свои политические амбиции в Украине.

Политолог из Грозного, пожелавший сохранить анонимность из соображений личной безопасности, подтверждает: все чеченцы, воюющие на стороне Украины, являются сторонниками независимости.

"Среди них, уверен, есть те, кто имеет амбиции и намерения активно участвовать в чеченской политике. Думаю, они уже сейчас формируют планы на идеологическом, политическом и информационном уровне, изучают и анализируют опыт украинских общественно-политических движений в условиях войны. Трудно сказать, когда они смогут и смогут ли вообще в обозримой перспективе воплотить эти планы на родине, однако их усилия, безусловно, будут полезными. Недавний внезапный крах режима Башара Асада в Сирии показывает, что к такой работе лучше быть готовыми в любой момент", – заключил собеседник.

  • Уходящий год для соискателей политического убежища с Северного Кавказа в странах ЕС оказался непростым – несмотря на обращения международных и местных правозащитных организаций, митинги и пикеты перед посольствами, экстрадиции из Европы по запросам России через Интерпол продолжаются. Представители диаспоры настаивают: тезис кремлевской пропаганды о чеченцах как потенциальных террористах все еще популярен.
  • Первая российско-чеченская война, начавшаяся в декабре 1994 года, сильно изменила политическую карту региона и затронула судьбы сотен тысяч людей. Правозащитник и адвокат, бывший член "Мемориала" Ахмед Гисаев делится с редакцией Кавказ.Реалии своими воспоминаниями о трагедии.
  • Верховная рада признала факт геноцида черкесского народа Российской империей в годы Кавказской войны 1763–1864 годов. Украинские депутаты осудили действия империи и выразили солидарность с жертвами массового уничтожения черкесов и насильного изгнания с исторической родины. Таким образом, признано право черкесов на "репатриацию и самоопределение".

Форум

Рекомендуем участникам форума ознакомиться с разъяснением законодательства РФ о "нежелательных организациях". Подробнее: https://www.kavkazr.com/p/9983.html
XS
SM
MD
LG