Ссылки для упрощенного доступа

Борьба с радикалами или радикализация? Соцсети о запретах никаба


На Северном Кавказе развивается история с запретом никабов. В Дагестане сперва говорили о полном запрете, затем официально муфтият высказался о "частичном" и "временном". В конце недели к Дагестану присоединилось мусульманское духовенство Карачаево-Черкессии. И сама идея, и её непоследовательное исполнение вызывают много споров.

Кирилл Кабанов:

Какие предварительные выводы можно сделать после принятия временного религиозного запрета муфтиятом Дагестана на ношение никабов?

1. Похоже, значительная часть мусульманского духовенства всё же поддержала это правильное решение. И что в данном случае очень важно: изначально такая инициатива исходила именно от духовенства, а не от государства, и оно стоит на позиции защиты и сохранения наших общих культурно-исторических ценностей и традиций.

Как известно на примере развала СССР, тихий радикализм – самый опасный

2. При этом новые басмачи, сторонники радикализма и построения жизни в России по законам шариата не собираются сдаваться. Теперь они совершенно откровенно заявили о себе, обозначив свою фактически антигосударственную позицию и поддержку враждебных для нашей страны радикалов. Непонимание и опасения вызывает тот факт, что столь опасные настроения формируются не где-нибудь, а в Поволжье. А как известно
на примере развала СССР, тихий радикализм – самый опасный.

3. С этого момента государство должно закрепить решения религиозных деятелей о запрете ношения никабов в российском законодательстве.

Ярослав Белоусов:

Фетва о запрете ношения никаба в Дагестане – для национальной безопасности в плюс, но ее эффект будет весьма ограниченным.

Потому что фетва – это скорее призыв к верующим. Для радикалов такой призыв будет неправомочным, так как для них исламское духовенство России не является авторитетом. Поэтому нам нужна правовая ответственность. И не только в Дагестане, а по всей России. И чтобы полицейские, как они реагируют в общественных местах на мигрантов-среднеазиатов (будьте добры, документики, пожалуйста), так же реагировали на косплееров мира пустынь.

И не надо бояться, что требование снять никаб в публичном месте должно что-то "разжечь" или кого-то "возмутить" – это общее требование ко всем находящимся в России гражданам и иностранцам, абсолютно демократическое и одинаковое для всех.

А вот выведение из-под закона какой-либо группы населения – это и есть верный путь к разрушению общества и размыванию основ государства.

Марина Ахмедова:

Всем было понятно, что никабы будут запрещать. Этого требует и объективность – вопрос безопасности. И субъективность – как теперь республиканской власти доказать, что она не поддерживает радикалов? Самым ярким доказательным жестом мог бы стать именно он – запрет никабов. С чем в пабликах некоторым людям было сложно смириться. "Пусть сначала докажут, – говорили они, – связь никаба с терроризмом". Этот вопрос уже набил оскомину и надоел. И он намеренно уводит вопрос от простой сути – много раз было проговорено: мусульманка не есть террористка, и доказывать эту связь никто не станет. Но радикал – не только в исламе – более подвержен впаданию в экстремизм, а никаб, ну вот хоть ты тресни, предмет одежды таких течений.

Разве ваххабиты исполняют фетвы не ваххабитского муфтия?

В пабликах так же вопрошали – "Ну запретили, а кто будет подчиняться вашему запрету?" А вот тут и начнется самое интересное. Подчинение должна будет обеспечить местная власть, и вот посмотрим, как она с этим справляется

Иван Скориков:

Как будто здравомыслящие муфтии Дагестана могут вразумить ваххабитов...

Всë это попытки решать на моральном, а не правовом уровне. На региональном, а не федеральном.

Сталина Гуревич:

Я может конечно что-то не понимаю, но разве ваххабиты исполняют фетвы не ваххабитского муфтия? И какой тогда смысл? Сторонницы традиционных течений ислама и так не носят никаб.

Повторяю, не надо за никабами прятать проблему и делать вид, что с их запретом прекратятся теракты. Запрещать надо радикальные течения ислама, четко прописывая в решении суда символику и атрибутику: форму бороды, никаб, паранджу.

Запретили же свидетелей Иеговы, в чем проблема в этом случае сделать то же самое?

Илья Васюнин:

Во-первых, кому адресована фетва, которую анонсировал муфтий Дагестана? Для верующих, смотрящих в сторону салафитского ислама, муфтият не является источником религиозного авторитета. Те, кто муфтию доверяет, очевидно, не носят никаба.

Что, вообще, такое – запрет никаба на территории Дагестана? Действует ли фетва дагестанского муфтия в других регионах? Там что, другой ислам? Как соотносится юрисдикция духовного лица с политическо-территориальным делением страны? Это у меня в частном порядке вопросы.

Далее, какими возможностями по администрированию способа одевания на улице обладает муфтият? Значит, покрытыми женщинами будет заниматься не муфтият, а правоохранители, которые – вообразим картину – будут задерживать или оголять лица женщин. То есть выполнять ровно действия, которые в проповедях недружественных к Российской Федерации лиц будут ярко обозначаться как "гонения на мусульман".

Помогут ли данные действия в снижении крайних настроений? Дайте минуту подумать.

В Махачкале вообще не заметил женщин с закрытыми лицами

Одновременно в глазах людей республики будет окончательно оформляться сращение силовиков – если в отношении никаба будут силовые действия – и официального духовенства, к которому и так претензии как по части обрядово-религиозной, так по части, деликатно скажем, стяжательства. Одни претензии будут усиливаться другими.

Со стороны проблема никаба вообще кажется несколько надуманной, по крайней мере, в Махачкале вообще не заметил женщин с закрытыми лицами, один раз что ли видел. В Сергокале в платках. Ну, может в Хасавюрте есть.

Зато реакция в пабликах в инсте (чисто новости Дагестана, никакой религии) была такая – сейчас запрещают закрывать лицо, дальше запретят хиджаб. Комментарии в результате закрыли, но я успел изучить несколько ругательств на аварском.

Сергей Марков:

Да, многие салафиты не будут выполнять эту фетву. Но тем самым салафиты ещё больше себя противопоставят всем мусульманам. Так что это грамотный ход.

Станислав Яковлев:

Чепуха и детский лепет.

Если никаб "исламская норма", значит любые "временные" "запреты" на него – унижение религии.

И выполнять их никто не будет.

Кирилл Шулика:

Что здесь не так?

Во-первых, мусульмане традиционные для России и так к никабам относятся, мягко говоря, не очень и женщин не закутывают. Ваххабитам и прочим на официальные муфтияты просто плевать.

Странно регулировать такие вопросы в светском государстве фетвами

Во-вторых, сращивание муфтията с властью явно не вызовет аплодисментов и у традиционных мусульман.

В-третьих, странно регулировать такие вопросы в светском государстве фетвами.

Поэтому, повторю, нужно принимать закон. Причем, закон федеральный. Исключительно так... Все остальное означает, что никабов меньше не будет.

Михаил Виноградов:

Между запретом никабов и пресечением терактов подобных "Крокусу" и Дагестана не может не быть прямой связи, пусть даже нам ее не раскрывают. Запрет одним женщинам носить специфические головные уборы наверняка побудит других мужчин быть сдержаннее в реализации своих представлений о прекрасном.

Егор Сковорода:

Отличная идея, чтобы радикализовать многих мусульман и в итоге репрессиями получить еще больше терактов.

Абдулмумин Гаджиев:

Кому нужен этот запрет? От кого он исходит? И какие цели преследует?
Несколько фактов:
1. Никаб в России носит мизерный процент девушек.
2. Никаб, мягко говоря, не является запрещённым ни по одному из четырёх традиционных суннитских мазхабов.
3. Согласно официальной справке МВД РФ, между религиозной женской одеждой и противоправной экcтpeмистскoй деятельностью не наблюдается никакой связи.

Никаб просто раздражает кого-то эстетически

4. Тезис о том, что никаб никогда не был распространён в Дагестане – спорный: как исторически, так и в качестве критерия для фатвы или законодательного решения.
Единственное, что приходит на ум – никаб просто раздражает кого-то эстетически. Возможно, этот кто-то видит в нём слишком явный элемент исламской экcпaнсии, и никаб в России хотят запретить по той же причине, по которой в Швейцарии запретили минареты.

Рустем Тейфук:

Люди без никабов убивают каждый день. Почему они их не пугаются?!
В Чечне 300 тыс. чеченцев были убиты людьми без никаба только за желание получить свободу.
В прошлом геноцид черкесов был осуществлен людьми без никаба. В морях их топили люди без никаба.
Украину бомбят люди без никаба. На бойню в Украину своих детей отправлять их не пугает, а вот женская одежда для них представляет угрозу.
Сирия, Палестина и многие другие места уничтожаются людьми без никаба.
Первая и вторая мировые войны были осуществлены людьми без никаба. Погибло более 60 миллионов людей.
Почему не вынесут фетву, что внешний вид без никаба опасен для общества?!
Если бы внешний вид представлял угрозу, и за это было бы разумно запрещать, то в первую очередь надо было бы запретить ходить без никаба, так как люди без никаба совершают абсолютное большинство всех преступлений в мире.

Анатолий Несмиян:

История с запретом никабов в России – просто эталонный пример социальной энтропии. То есть, общественной энергии, которая не может быть использована для совершения полезной социальной работы. Белый шум.

Государство в принципе не может регулировать ряд функций внутри общества. Никакие законы и запреты их не могут быть сколь-либо эффективными.

Само мусульманское сообщество тоже не может запретить ношение никабов, так как не существует ни одной причины для их стигматизации.

В рамках стратегии запрета решения нет. Поэтому любые попытки действовать именно в системе "запретить ношение никабов" приведут только к увеличению социальной энтропии. Что мы и наблюдаем.

Выход есть только там, где нет прямого запрета. Но это слишком сложно для системы управления нынешней власти. Поэтому она даже не ставит так вопрос, предпочитая решения в лоб, даже если они заведомо провальны.

XS
SM
MD
LG