Если верить официальной статистике, эпидемия Карачаево-Черкесию затронула слабо – по данным на 23 июня, всего 10 погибших. Однако в эту цифру в республике не верит практически никто. В одних только ковид-госпиталях по официальным данным на 16 июня погибло 118 человек. Просто при наличии хронических заболеваниях причиной смерти пишутся они, тогда как COVID-19 оформляется как сопутствующее заболевание.
Вместо шлюза в Карачаевской ЦГРБ – наклейка на полу с надписью «Красная зона». Неудивительно, что большинство медиков заболело. Оставшиеся вынуждены перерабатывать. По их словам, это им никак не компенсируется.
У санитарки Татьяны Науменко от инфекции умер сын. Медики нередко случайно заражают собственные семьи – со средствами защиты тут серьезные перебои.
Районный инфекционист Карачаевского района Лейла Батчаева забила тревогу одной из первых. По ее словам, на 11–12 мая подтвержденных диагнозов в Карачаевском районе было около 180 — а в официальной статистике оперативного штаба по Карачаево-Черкесии их значилось только 26. Больше отслеживать ситуацию она не могла, поскольку тоже заразилась ковидом и ушла на больничный. После эфира в интернет-программе "Черный куб" к создателям программы и Лейле пришли силовики. Возбуждено уголовное дело по статье 207.1 УК РФ - "Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан".
Первый ковид-госпиталь в Черкесске представляет собой разительный контраст с районной больницей. Он обеспечен и средствами защиты, и лекарствами. Правда, как и прочие ковид-госпитали республики, он переполнен – начав с 85 коек, он расширился до ста, и мест все равно не хватает. Жители Карачаево-Черкесии постоянно рассказывают, что в госпитали положить больного смогли не сразу и только по знакомству.
Самой пожилой пациентке – 101 год. Бабушка идет на поправку.
Врачи в госпитале, в основном, молодые.
В просторном шлюзе лежат продезинфицированные маски.
Многие сельские больницы при этом закрыты, врачи и фельдшеры заболели.
Еще недавно обстановка в Малокарачаевском районе была крайне тяжелой.
Водители жалуются на переработку, один рассказал, что перенес болезнь на ногах, не обследуясь. Хотя в селе Учкекен, столице района, машины скорой помощи дезинфицируют, некоторые ковид-госпитали так не поступают, так что возвращаться приходится в зараженной машине.
8 июня Тамара Хасанова и ее единомышленницы провели в Учкекене пикеты протеста. На следующий день глава района и министр здравоохранения встретились с народным сходом у здания администрации. В итоге, главврач районной больницы отстранена от должности, проведена прокурорская проверка, принят ряд мер, резко улучшивших ситуацию в районе. Саму Тамару и трех активисток судят за несанкционированный митинг, но они довольны. Главное – благодарность людей и спасенные жизни.
Теперь врачи в Учкекене хорошо укомплектованы средствами защиты, а жителям стало проще бесплатно получить компьютерную томографию.
У входа в "зеленую" зону у пациентов проверяют температуру.
Ковид-госпиталя в Малокарачаевском районе нет. Тяжелых больных госпитализируют в других районах, остальных лечат на дому. Нередко врачей развозят добровольцы на личных машинах.