Ставропольская степь, 3:30 ночи. Механики заправляют, затем прогревают мотор самолёта химавиации СП-30. Наземные техники заправляют самолёт химикатами, и к 4 часам ночи он готов к работе.
Работы по обработке полей от саранчи, клопа и вредной черепашки начинаются на рассвете, и тому есть несколько причин.
Первая причина - техника. Такой маленький сверхлёгкий самолет, как СП-30, может работать только в определённом диапазоне температур. Чтобы масло не перегревалось, нужно летать при температуре не выше 32 градусов по Цельсию.
Вторая - ботаника. Химия, сбрасываемая с самолёта для обработки растений, должна взаимодействовать с росой, которая выпадает перед рассветом. Иначе поля можно испортить.
Третья - метеорология. Самая тихая погода обычно бывает после рассвета и перед закатом. Чтобы реагенты не сдуло, нужно их сбрасывать почти в штиль.
Работы длятся до 7-8 утра и возобновляются в 7 вечера - за полтора часа до заката.
Полёт на СП-30 происходит на высоте 5-10 метров (высота частного дома), пилоты буквально скачут по макушкам деревьев и аккуратно пролетают над проводами. Регламента безопасности на такой высоте не существует, поэтому работа эта считается крайне опасной.
Но кроме рисков в воздухе, для химиков-пилотов есть много опасностей и на земле. Химикаты испаряются и попадают в организм через дыхание, к тому же есть вероятность случайно облокотиться на место, где до этого была разлита химия. После такого контакта человек может слечь с серьёзным отравлением на несколько дней.
В это году в Ставропольском крае было обработано 430 000 гектаров полей.