В селении Дур-Дур Дигорского района Северной Осетии открыли памятник 12 местным школьникам, которые добровольцами ушли на фронт во время Второй мировой войны и не вернулись. В основу памятника лег валун, на котором они высекли свои имена и инициалы перед уходом на войну.
…История Дур-Дура переплетена с войной. При наступлении красной армии здесь проходили тяжелые бои. В окрестностях этого населенного пункта теперь уже десять памятников, обелисков и братских могил. Но новый памятник, пожалуй, особенный, совсем не похожий на другие.
В первой половине 1942 года на кавказской земле было еще относительно спокойно. Битва за Кавказ начнется только 25 июля 1942 года. Но уже к началу того года во многие кавказские семьи пришли похоронки. К тому времени многие дома в Дур-Дуре уже были в трауре. В общей сложности отсюда на фронт ушли 753 человека, 367 не вернулись.
Местные девятиклассники решили пойти на обман, считая, что в условиях военного времени и активной мобилизации мужского населения мало кто будет разбираться в их персональных данных. Так в один день они собрались в военкомат. И всем как одному удалось убедить военных комиссаров в том, что уже достигли совершеннолетия и готовы добровольцами уйти на фронт. Их просьбы были удовлетворены, мальчикам велели готовиться для отправки на фронт.
Напоследок они собрались у святилища Аларды в километре от села: здесь сельчане обычно молились за здоровье своих детей. Рядом стоял валун, на нем ребята и высекли свои имена и инициалы.
По официальным данным, самые большие потери во время войны были зафиксированы среди солдат 1922-1924 годов рождения. Принято считать, что войну пережили только 3% того поколения красноармейцев.
"Старшие бойцы, 30-50-летние, старались воевать расчетливо, осторожнее, а поколение 20-х шло в бой сломя голову", – объясняет военный исследователь Алина Акоефф, которая несколько лет в Северной Осетии занимается актуализацией списков на братских могилах.
Эти статистику можно проследить и по юношам из Дур-Дура. 1943 год буквально посек их. Первым похоронка пришла на Николая Байцаева, погибшего в начале января в Ростовской области. Следом – на Солтана Елдзарова и Мурата Кодзаева, погибших 19 января в Краснодарском крае. Гвардии сержант Хаджимурат Муриев погиб в феврале в Запорожской области. Магомет Агузаров и Алихан Муриев пропали без вести в марте, Владимир Катаев – в апреле. Лейтенант Иса Тадеев скончался 10 августа. Младший лейтенант Отар Бичашвили погиб в декабре 1943 года. В архивных данных Минобороны РФ «Кавказ.Реалии» не удалось найти сведений о Хаджимурате Бериеве, Ботасе Вазагове и Таймуразе Лагконове.
Имена этих 12 ребят, навечно оставшихся девятиклассниками, указаны на мемориальной плите нового памятника. Нет только двух имен – Хаджибера Увжикова и Урусхана Азаова. Только им удалось вернуться в родное село после войны. Получается, нет и тех упомянутых 3%.
Как и сотни тысяч других бойцов, Бериев, Вазагов и Лагконов долгие годы считались пропавшими без вести, и их родные до последнего надеялись на возвращение ребят. Мама одного из них, Дзадза Лагконова, постоянно приходила к камню, сидела возле него и гладила надпись, оставленную сыном. Этот путь она преодолевала вплоть до 80-х, пока совсем не состарилась и уже не могла осилить такое расстояние. Тогда сельчане решили перевезти валун на самую окраину села и расположить его буквально в 50 метров от ее дома.
"Года 3-4 назад подумали о том, что наши ребята-девятиклассники достойны отдельного памятника, тем более свои имена они сами увековечили на камне. Из-за карантина открытие памятника провели в узком кругу. Но очень рады были видеть свою бывшую односельчанку Тамару Бичашвили, которая приехала из Грузии", – рассказывает глава Дур-Дура Сослан Цагаев.
Как некогда и мамы погибших девятиклассников, она долго стояла у валуна и гладила имя погибшего брата Отара. По словам престарелой женщины, это самые дорогие для нее строки.