Лейтенант полиции 34-летний Александр Флегонтов погиб 18 октября. Карельский полицейский из отряда спецназначения "Гром" проходил курсы повышения квалификации в Институте МВД России в Нальчике. Он умер во время драки с сотрудником подразделения специального назначения патрульно-постовой службы имени Ахмата Кадырова из Чечни.
"Земля Сашке пухом". Такое сообщение оставил друг Александра Флегонтова на своей странице в социальной сети ВКонтакте утром 20 октября. Под подписью – несколько снимков Флегонтова с рыбацким уловом. "Это два года назад, – написал он. – 18 октября Саню убили в Нальчике".
По информации "Интерфакса", конфликт между двумя слушателями института МВД в Нальчике произошел вечером 18 октября: "они подрались, их развели, но потом драка продолжилась, и когда их разняли, полицейский из Карелии был мертв". Чуть позже стало известно, что погибший служил в отряде спецназначения "Гром" МВД Карелии, а убивший его – в патрульно-постовой службе имени А.Кадырова МВД Чечни. Следственное управление Кабардино-Балкарской Республики возбудило уголовное дело по статье "Причинение смерти по неосторожности".
"Он очень не хотел туда ехать"
Александр Флегонтов служил в карельской полиции с 2007 года. В 2017 году он стал сотрудником отряда специального назначения "Гром". Это спецподразделение специализировалось на контроле за оборотом наркотиков. Флегонтов был опытным бойцом, неоднократно бывал в командировках на Северном Кавказе. На курсы в Нальчик он ехал по служебному направлению.
– Он очень не хотел туда ехать. Он не хотел, потому что все понимали в какой регион он едет. И то, что сейчас, всем известно, неспокойная обстановка такая. Может быть, он что-то чувствовал. Он не хотел, –говорит мать гражданской супруги погибшего бойца Ольга Лысова.
Ольга утверждает, что Александр максимально ответственно относился к профессии и служебным приказам, поэтому отправился в командировку в Нальчик, несмотря на плохие предчувствия.
Никогда мы не слышали от него, что "я не тем занят" или "я устал", или "мне надоело". Ни в коем случае
– Это прекрасный человек. Очень сильный, интересный мужчина. Красивый, спортивный. Очень уважающий, любящий свою работу. Действительно он был для нее создан. И всегда были самые хорошие отзывы. Понятно, что работа серьезная, трудная, местами опасная, но никогда от него мы не слышали того, что "я не тем занят" или "я устал", или "мне надоело". Ни в коем случае. Он очень ответственно относился к своей работе. Огромное количество друзей-сослуживцев, когда узнали о том, что его нет, плакали. Взрослые мужчины плакали! – рассказывает Лысова.
Председатель Союза журналистов Карелии Евгений Белянчиков говорит, что познакомился с Флегонтовым накануне его визита в Нальчик: они вместе ехали в вагоне поезда.
– Говоря про Нальчик, Саня высказал серьезные опасения по поводу предстоящей поездки, поскольку, с его слов, там могут быть конфликты как раз с теми, с кем в итоге и получилось. Он говорил, что несколько раз уезжал на Северный Кавказ на полгода. Был и в Чечне, – рассказывает Белянчиков. – Пообщались отлично, в том числе о том, как бы он вел себя, если бы ему приказали идти и бить толпу мирных граждан на митинге. Саня сказал, что не выполнил бы преступный приказ задерживать и бить мирных и невиновных граждан. Пусть даже уволили бы. Не знаю, возможно, специально так сказал для нас, журналистов. Жалко парня.
Близкие Александра Флегонтова вспоминают, что он любил рыбалку, ходил в походы и прекрасно готовил. У погибшего полицейского осталось двое детей.
– Знакомы мы были года с 1993-1994... Жизнелюбивый, оптимистичный, заражающий своим позитивом окружающих и очень доброжелательный. Смелый, азартный, увлекающийся. Его настоящая страсть – рыбалка. Сколько ребята с ним исплавали водоёмов, сколько рыбы наловили – не сосчитать. Прекрасно готовил, прекрасно играл в футбол, да и вообще был хорошим спортсменом. Душа нараспашку, щедрый, открытый. Много лет послужил в органах, неоднократно проходил командировки на Северном Кавказе (а это ежедневный риск)... Завтра он должен был вернуться домой, а теперь мы увидим его в последний раз..., – говорит друг детства погибшего.
"Смерть была мгновенной"
Телеграм-канал "Омбудсмен полиции" 19 октября опубликовал свидетельства ЧП, произошедшего на курсах повышения квалификации в Нальчике. Согласно этим данным, Флегонтов оказался в компании сотрудников, которые совместно распивали спиртное. В их числе был уроженец Чечни, который затем пригласил мужчин к себе на чай. Когда компания зашла по приглашению, другие чеченцы якобы стали выгонять гостей:
"Выйдя в коридор после словесной перепалки, Саня (погибший) говорит:
– Ребят, все нормально, все помирились, все друзья, мы идём спать.
И начинает уходить. В момент, когда он повернулся в пол-оборота к одному из жителей Чечни, тот дал ему (Сане) "двойку" в челюсть, после которой Саня с трёх ступеней полетел вниз и ударился головой об кафель. Нападавший подскочил к нему и сверху нанес один добивающий удар. Результат: перелом челюсти и перелом основания черепа", – сообщает источник телеграм-канала.
"После этого, пока все разбирались в холле, трое чеченцев на крыльце ногами забивали лежащего парня из Саратова. Мы выскочили и откинули их от него, но когда он встал, один из южан оббежал сбоку и ударил саратовца в лицо. Потом крики парней, что нужна "скорая" срочно парню из Карелии. И до приезда "скорой" его качали и вентилировали, но он с самого начала уже был синий. Приехала "скорая" и сказала, что все бесполезно – смерть была мгновенной", – сообщает "Омбудсмен полиции".
По информации телеграм-канала, в Нальчике подобного рода стычки с полицейскими из Чечни происходят регулярно. По словам очевидца, свидетели трагедии намерены дать объективные показания в суде.
"Парни все объединились, от показаний никто не отказывается. Все хотят, чтобы виновные были наказаны", – сообщил источник.
Близкие погибшего полицейского отказываются признавать версию, что трагедия в Нальчике могла произойти на фоне употребления алкоголя.
"Очень коммуникабельный был"
– Тот факт, что везде пишут, что он выпивал с чеченцами, это неправда. Это невозможно! Очень коммуникабельный был, но не через спиртное, – утверждают близкие Александра.
Родственники погибшего полицейского заявили, что рассчитывают, что органы следствия будут объективны при расследовании трагедии в Нальчике.
– Когда мы читаем о том, что хотят провести нормальное развернутое расследование, мы этому только рады. Но мы бы хотели, чтобы оно действительно было честным и справедливым это расследование, –говорит Ольга Лысова.
Тело Александра Флегонтова доставлено в Петрозаводск из Нальчика. Во вторник 22 октября в карельской столице состоятся похороны бойца. Следком сделал заявление, что установлены все участники происшествия, результатом которого стала смерть сотрудника полиции. МВД по Карелии пообещало "оказать необходимую помощь семье погибшего сотрудника".
– Удары наносились с такой силой, что повлекли смерть подготовленного бойца, поэтому квалификация уголовного дела по статье причинение смерти по неосторожности это попытка увести убийцу от реальной ответственности. Профессиональный работник спецслужбы не мог не понимать последствий своих действий, – считает адвокат Александр Островский. – В чеченские правоохранительные органы в свое время влилось большое количество бывших боевиков, которые вышли из леса вместе с Кадыровыми, поэтому организаторы этой учебы в Нальчике должны были понимать, что у встретившихся существует, мягко говоря, взаимная неприязнь, и объединять их на таких сборах – это заведово создавать взрывоопасную обстановку, поскольку это враги. По многим уголовным делам мы знаем, как в Москве ведут себя чеченские полицейские.
По мнению правозащитника, председателя правозащитного центра "Мемориал" Александра Черкасова, в российской практике мало случаев, когда действия "кадыровцев" действительно расследовали и против них возбуждали уголовные дела.
– Полицейская пехота, ППСники не ходят на допрос, даже если их вызывает целый полковник Следственного комитета. То есть ситуация безнаказанности, избранности этой касты она достаточно давняя. Это не могло не принести результат, даже вот такой печальный в виде гибели бойца другого спецподразделения, – говорит Черкасов. – Там уже сейчас, насколько я знаю, уголовное дело пытаются возбуждать по статье 109, то есть – "по неосторожности": что нанося удар в область головы он не имел цели причинить смерть, а человек потом упал и ударился головой, дак что ж такого. При этом, насколько я понимаю, не учитывается то обстоятельство, что это был не единственный удар. Так что это будет трудная задача. И вопрос в том, насколько честь офицера, в кавычках в данном случае, будет защищена, или все будет, как обычно.
Александр Гнетнев, "Север.Реалии"