В провозгласившей свою независимость Абхазии больше года добиваются принятия властями формулировки "незаконное обогащение", а также обязательного декларирования доходов чиновниками.
Общественник Астамур Какалия одним из первых начал продвигать в общественно-политическом пространстве эту идею.
"Депутаты согласны, что нужно дополнить Уголовный кодекс статьей о признании незаконного обогащения уголовно наказуемым деянием. Суть проста: любой чиновник, активы которого значительно и необъяснимо превосходят его задекларированные легальные доходы, считается подозреваемым в коррупции, отстраняется от занимаемой должности и должен сам доказывать в суде законность своих активов. Законопроект есть, есть депутаты, которые его поддерживают, но, к сожалению, по какой-то воле рока не получается вынести сам законопроект на сессию парламента", - сетует Какалия.
Проект без нареканий и с полной, во всяком случае, публичной, поддержкой депутатского корпуса пылится уже несколько месяцев.
А вот другой закон, "О декларировании доходов, расходов, имущества и обязательств имущественного характера публичными служащими и депутатами", был принят в первом чтении несколько сессий назад. Руководство парламента тогда дало обещание, что во втором и окончательном чтении депутаты рассмотрят проект до начала выдвижения кандидатов в президенты, то есть до 22 мая.
Инициативной группой гражданских активистов был подготовлен ряд поправок к законопроекту. Именно им посвятили парламентское слушание на прошлой неделе.
К этому закону есть вопросы: кто будет проверять декларации, где будут опубликованы данные, как спросят с чиновников за несоответствие. В поправках, например, предложено направлять сами декларации в Министерство по налогам и сборам, а позже выставлять их на сайте ведомства.
Депутат Валерий Агрба недоумевает: "Размещение на сайтах это одно, а кто будет заниматься проверкой достоверности поданных деклараций кандидатов в депутаты, кандидатов в президенты? Тоже Министерство по налогам и сборам?"
Прозвучало предложение включить в работу контрольную палату, как независимый проверяющий орган. Но юрист Тамаз Кецба, инициатор законопроекта, считает, что у палаты и без того большой объем работы. Агрба же предлагает для парламентариев создать отдельный проверяющий орган.
А что с доходами родственников чиновника? Кого из них включать в списки тех, кто обязан предоставить декларацию? В первом чтении это были родители, братья и сестры, супруг или супруга, а также дети (вне зависимости от их возраста). Депутат Астамур Логуа считает, что есть три пути: оставить все как есть, сузить круг до супруга и несовершеннолетних детей или прийти к декларированию всеми резидентами Абхазии.
Сторонником всенародного декларирования выступает представитель президента в парламенте Дмитрий Шамба: "Если мы посмотрим зарубежную практику, то чаще всего к ответственности публичных и должностных лиц привлекают, когда находят несоответствия в декларациях обычных граждан. Недавно в Швейцарии сотрудники женевской полиции были арестованы в результате того, что один рядовой гражданин решил за 400 тысяч франков купить жилье. Расследование вывело на полицейских".
Согласно предложениям, за несоответствие декларации реальному положению дел чиновник должен отстраняться от должности немедленно. Но на недавних слушаниях из десяти депутатов Комитета по межпарламентским связям, инициирующего принятие законопроекта, присутствовали четверо. Потому принять решение о вынесении предложений на сессию не удалось.