Хотя от селения Гимры до Махачкалы всего 75 километров по хорошей дороге, оно до последнего времени было одним из самых труднодоступных в Дагестане.
Блокпост мог завернуть любого приезжего, самих же гимринцев до сих пор впускают и выпускают по номерам, присвоенным каждому жителю. Ведь за последние 200 лет это селение несколько раз оказывалось очагом сопротивления российской власти.
В конце XVIII века здесь родились два из трех имамов Дагестана – Гази-Магомед и Шамиль. В октябре 1832 года они были окружены в гимринской башне царскими войсками.
Первый имам тогда погиб, а Шамиль спасся. Он продолжал борьбу с царской армией до 1859 года.
В начале 2000-х многие молодые гимринцы радикализовались. Вновь, как 170 лет назад, зазвучали речи о джихаде.
В 2005 году в окрестностях селения убили начальника Унцукульского РОВД Хаджимурата Азизова. В 2007 году – депутата Газимагомеда Магомедова. С тех пор в Гимры многократно проводились зачистки, вводились режим КТО и комендантский час.
Жители селения охотно показывают, где пролетали российские вертолеты, куда стреляли, а директор музея говорит, что чуть не плакал, когда силовики выламывали в школе двери, а в клубе – пол. В самом музее отдельный стенд посвящен оружию тех времен, до странного гармонирующему с соседней экспозицией, посвященной Кавказской войне позапрошлого века.
Впрочем, большинство жителей села хочет лишь спокойно жить и заботиться о своих садах. Благо, фрукты здесь родятся в изобилии – Гимры расположены в котловине с теплым микроклиматом. Даже само название селения происходит от аварского слова «гени» – «груша».
Оптимисты верят, что после снятия блокпоста в селение зачастят туристы. Ведь оно расположено рядом с основной трассой в горы, здесь можно выпить чаю в доме имама Шамиля с одним из его родственников, осмотреть кузню времен Кавказской войны (сейчас вход в нее засыпан песком) и посетить удивительный хаммам под мечетью, куда вода подается прямо из родника.
Но самое впечатляющее зрелище в Гимры – старинное кладбище, где похоронен первый имам Дагестана. Кривые надгробные камни шахидов похожи на рукояти сабель, воткнутых в землю. А изобилие шестиконечных звезд наверняка заинтересует гостей из Израиля. Впрочем, к евреям этот знак имеет крайне косвенное отношение – в XIX веке его часто использовали мусульмане, включая самого имама Шамиля, у которого он был изображен на печати.
Но пока туристы – лишь в мечтах. Хотя республиканское ФСБ уверяет, что режим КТО в селении давно снят, сотрудники районного МВД продолжают бдительно охранять въезд в Гимры и отказываются отвечать на вопросы о доступе иностранцев.
Местные же жители и к силовикам, и к представителям исчезнувших гимринских группировок относятся философски и примерно одинаково.
«Надо было наших ребят Путину не убивать, а взять в ФСБ, – качает головой один сельчанин. – Их весь Дагестан боялся. У богатых деньги забирали».