Пожар на заводе "Электроцинк" вновь напомнил Северной Осетии, что металлургическому предприятию первого касса опасности не место в столице республики. Остро встал вопрос о его закрытии: прошел митинг, появились результаты исследований независимой лаборатории, многие публичные деятели высказались за закрытие завода, в том числе единогласно за это проголосовали депутаты местного парламента. Хотя прошло уже три недели со дня возгорания на предприятии, его судьба до сих пор не ясна.
На поддержку федеральной власти общественность уже не надеется. На последнем заседании Совета Федерации министр экологии РФ Дмитрий Кобылкин назвал "Электроцинк" "градообразующим" и попросил "не махать рукой инвесторам", которые "создают рабочие места". Тогда сразу несколько человек заговорило о возможности через суд вынудить "Электроцинк" исполнить требования мирового соглашения от 2010 года по улучшению санитарной обстановки в городе. Первыми такую возможность рассмотрела комиссия по решению вопроса деятельности завода.
"Предприятие должно было устранить все недостатки, связанные с санитарной зоной до конца 2015 года. Все мы знаем, что это сделано не было. Необходимо иди в Арбитражный суд, писать о выдаче исполнительного листа. Почему истец, Роспотребнадзор, этого не делает?", - говорит юрист общественной организации "Глас народа" Мадина Салбиева.
Чуть позднее аналогичное заявление сделал мэр Владикавказа Махарбек Хадарцев. Он сообщил, что подписал ходатайство в суд о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение мирового соглашения. Кроме того, он заявил, что выяснил, что городская администрация имеет права, равные федеральным ведомствам, в рассмотрении вопроса о закрытии предприятия, если его признают опасным.
"Сначала казалось, что прерогатива прекратить вредное воздействие завода на город принадлежит исключительно федеральным ведомствам: Росприроднадзору, Роспотребнадзору, прокуратуре, МЧС. Однако, после изучения истребованных нами материалов арбитражного дела 2010 года между Роспотребнадзором по РСО-Алания и ОАО 'Электроцинк', выяснилось, что администрация местного самоуправления Владикавказа являлась полноценной стороной мирового соглашения", - пояснил Хадарцев.
Пока общественность, депутаты и чиновники различных уровней ведут борьбу с предприятием, оно не работает. Но совсем не из-за успешности атак оппонентов, а из-за того, что сгоревший цех был основным и нужно время, чтобы его восстановить. Хотя спустя 3 дня после пожара руководство "Уральской горно-металлургической компании", которой принадлежит завод, просчитывало вариант переноса производства из Владикавказа на другое свое предприятие – Челябинский цинковый завод.
Уже даже изучались вопросы, связанные с организацией временных схем поставок сырья и отгрузки готовой продукции. Но в итоге в компании отказались от этой идеи. Пресс-служба УГМК сообщила, что в настоящее время на месте пожара работает межведомственная комиссия, поэтому к разбору завалов еще не приступали.
Но в компании время даром не теряют и рассматривают возможность восстановления цеха. Для начала этой работы необходимо в первую очередь оценить нанесенный ущерб, провести все технические расчеты и составить план работ. Что сейчас и происходит, несмотря на требования людей вообще закрыть завод.