Ссылки для упрощенного доступа

"Чисто имперская политика"


"Мы, черкесы, будем делать все, чтобы наш народ жил", – заявляет черкесский активист из Кабардино-Балкарии Мартин Кочесоко
"Мы, черкесы, будем делать все, чтобы наш народ жил", – заявляет черкесский активист из Кабардино-Балкарии Мартин Кочесоко

В нацреспубликах возмущены принятием закона о родных языках, но не знают, что делать

Госдума приняла в первом чтении скандальный законопроект о добровольном изучении языков. Почти все северокавказские депутаты поддержали инициативу. Их флюгерная позиция возмутила жителей СКФО.

За новый закон проголосовали 373 депутата, против трое, один народный избранник воздержался. Кнопку "против", к слову, нажал дагестанец Ризван Курбанов, избравшийся от Крыма. А представитель Дагестана Гаджимет Сафаралиев в интервью "Кавказ.Реалии" даже объяснил, почему не видит в поправках ничего дурного.

Добиваться отмены изучения русского языка

До голосования в нижней палате парламента общественность Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Адыгеи активно высказывалась против резонансного документа. Кто-то даже выходил с одиночными пикетами.

Глава "Кабардинского конгресса" Аслан Бешто не скрывает, что расстроен решением Госдумы, однако отмечает, что для него это не стало сюрпризом. "Нам ясно дают понять, что мнение общества крайне мало волнует законодателей", – говорит он.

"Кабардинский конгресс" приступает к консультациям с единомышленниками по "дальнейшему отстаиванию родных языков". По мнению Бешто, необходимо обратиться в Конституционный суд, поскольку поправки нарушают Конституцию Кабардино-Балкарии.

В Татарстане в поддержку родного языка митинговали
В Татарстане в поддержку родного языка митинговали

"Наша Конституция первична при осуществлении прав и свобод жителя КБР, – подчеркивает собеседник "Кавказ.Реалии". – В связи с этим Конституционный суд республики обязан приостановить действие данного закона на территории нашего субъекта, если он все же будет окончательно принят".

Мартин Кочесоко, черкесский активист из Кабардино-Балкарии, видит в решении Госдумы "чисто имперскую политику". "Россия всегда проводила политику ассимиляции малых народов. Теперь она делает это открыто, – полагает он. – Сегодня в РФ все коренные народы, кроме русских, теряют свой язык и самобытность, некоторые вообще на грани исчезновения".

Общественник уверен: Россия – федерация "только на бумаге". По словам Мартина, у каждого народа есть инстинкт самосохранения. "И мы, черкесы, будем делать все, чтобы наш народ жил", – обещает он.

Другой активист Заур Жемуха предлагает в том случае, если закон примут в третьем чтении, добиваться отмены обязательного изучения русского языка. "Нужно быть последовательным – говорится ведь, что нельзя заставлять человека изучать язык, который не является для него родным. Вот и русский не является родным для нас", – настаивает он.

Народы разрознены

Руководитель майкопского "Адыгэ Хасэ" Заурбий Чундышко (его организация неоднократно проводила круглые столы по этому вопросу) указывает на разрозненность национальных республик.

"Государственная машина не терпит, когда ей сопротивляются, – с грустью произносит он. – Будем кооперироваться с другими народами, которым небезразлична эта ситуация".

Возмущает происходящее и лидера молодежного движения "Адыгэ Хасэ" в Карачаево-Черкесии Тимура Жужуева. Но плана у него нет. "Чем мешают родные языки?! Нужно собраться и подумать, что предпринять дальше", – отмахивается он.

У правозащитника из Кабардино-Балкарии Валерия Хатажукова была маленькая надежда на то, что в Госдуме не оставят без внимания негативную реакцию нацреспублик на идею. "Мы собираемся встретиться с депутатами и юристами. Нужно, чтобы все осталось в правовом поле, но наша молодежь горячится и указывает на конституцию, которую попирают члены Госдумы", – обращает внимание он.

Добавим, сложившуюся ситуацию 26 июня в Нальчике обсудят представители местной интеллигенции.

XS
SM
MD
LG